Оценка имущества должника в исполнительном производстве: прямые издержки

Содержание

Оценка имущества должника — в исполнительном производстве, в конкурсном производстве, издержки связанные, срок действия

Оценка имущества должника в исполнительном производстве: прямые издержки

Оценка собственности должника, на какое вводится взимание, создается судебным приставом – исполнителем в соответствии с рыночной стоимостью, если другое не прописано законами и нормативными актами. Лицам исполнительного производства необходимо оплачивать расходы по завлечению оценщика.

Какая последовательность

Судебному исполнителю необходимо на протяжении 30 суток с момента выявления имущества пригласить специалиста для проведения оценки:

  • Недвижимости.
  • Дорогих документов.
  • Драгоценностей.
  • Коллекции денежных знаков.
  • Валютных средств.
  • Имущественных прав.
  • Объектов обладающих исторической ценностью.

В ситуации, когда оценку собственности должника выполняет судебный пристав без высококвалифицированного специалиста, то лица исполнительного производства могут ее опротестовать согласно нормативным актам либо оспорить в суде.

Выполнение

Оценка имущества должника выполняется после инвентаризации и публикации ее итога. Сначала определяют дату для проведения собрания заимодавцев. После собрания подготавливают протокол. Собрание проводится не позже десяти дней до даты завершение наблюдения.

Уведомление должно быть направлено не позже двух недель до даты проведения собрания заимодавцев. Также в обязательном порядке должен проводиться реестр запросов заимодавцев.

Оценка имущества должника

В случае, когда должника не устраивает решение исполнителя суда, то он может притянуть специалиста для того, чтобы им была проведена оценка имущества должника. Сторона исполнительного дела имеет возможность оспорить проведенную оценку и обязана выплачивать затраты за услуги специалиста.

Если судебный пристав привлечет специалиста для проведения оценки конкретного предмета, то пристав – исполнитель должен:

  • В документе описание собственности показать приблизительную стоимость предмета либо имущественного права и сделать метку о предварительной оценке.
  • Обязан определить оценщика согласно законодательству.
  • Принять решение об оценке предмета или имущественного права на протяжении несколько дней с периода принятия отчета оценщика. Цена, которую назначил специалист в своем отчете есть обязательной для пристава суда при вынесении решения, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позже десяти дней.
  • Обязан направить лицам ксерокопию созданного оценщиком по итогам заключения об оценке не позже трех дней с периода его приобретения.
  • Ксерокопии постановления пристава о проведении оценки недвижимости отправить заинтересованным лицам в тот же день его вынесения.
  • Выполненная оценка активов судебным исполнителем в отсутствие оценщика, может быть обжалована лицами участвующих в исполнительном производстве соответственно с Федеральными законами или обжалована в суде не позже десяти дней со дня их оповещения о выполненной работе.
  • Если срок действия отчета об оценке активов окончился, то исполнитель вынужден в течение тридцати дней с периода окончания определенной даты пригласить оценщика для вторичной оценки собственности должника.

: Об особенностях

Оценка имущества должника в исполнительном производстве

Оценка имущества в исполнительном производстве выполняется с задачей определения цены при осуществлении торгов. От того, какой будет оценка, в какой степени ее итоги отвечают стоимости, за которую возможно будет реализовать имущество, зависит будущее исполнительного производства.

Когда стоимость собственности будет меньше, взыскатель не получит всю сумму, то должнику насчитается меньшая сумма финансов, а в ситуации повышенной стоимости имущество может быть не продано. Методика оценки активов рассматривается в Федеральном законе «Об исполнительном производстве в России».

В Законе «Об исполнительном производстве» оценка имущества выполняется приставами и осуществляется по рыночной цене. В этом же нормативе существует широкий список имущества, при наличии которого исполнители обязаны задействовать специалиста для оценки имущества, драгоценностей, акций.

Если оценка имущества, установленная приставом, не удовлетворяет лиц исполнительного производства, то в данной ситуации приглашается оценщик.

Имущество должно в обязательном порядке пройти оценку экспертом, а пристав должен в созданном акте описания имущества предоставить приблизительную цену имущества и сделать запись, что данная оценка есть предварительной.

После этого притягивается оценщик приставом в установленном порядке. На протяжении трех дней с момента приобретения отчета оценщика, пристав должен выдать решение об оценке имущества, в котором удостоверяется начальная или конечная оценка.

Также выдается решение о назначении оценщика. Его уведомляют об уголовной ответственности за неправильно проведенную оценку.

Обжалование

Оспорить оценку активов должника можно не позже 10 суток с момента оповещения лиц исполнительного производства о совершенной оценке. В суде можно обжаловать оценку, которая была установлена приставом.

При проведении оценки у специалистов появляется сомнение, что необходимо обжаловать: отчет об оценке или постановление исполнителя суда.

Юридическая практика по такому вопросу неопределенная. Решение пристава об оценке вещи может оспариваться при подаче жалобы на его действия. Сегодня существует судебная практика, разрешающая обжаловать в судебных органах оценку, проведенную оценщиком.

Необходимо знать, что проведенная оценка имеет срок действия на протяжении установленного срока, а именно не больше шести месяцев. В ситуации окончания данного срока пристав должен осуществить повторную оценку.

В конкурсном производстве

Расчёт с заимодавцами в конкурсном производстве реализовывается за счет имущества должника. Для этого конкурсный управляющий должен осуществить отчет и активы имущества. Оценка активов выполняется независимым оценщиком по приглашению конкурсного управляющего.

Услуги оценщика и прочих высококвалифицированных специалистов, которые проводят инвентаризацию и оценку выплачивают за счет активов должника, если комитет заимодавцев не назначил другого источника платежа.

Согласно законодательству, собрание заимодавцев может назначить сторону, на которую с его с разрешения перекладывается обязанность по выплате услуг.

Если на конечное отчётное число, балансовая стоимость имущества должника составляет меньше сто тысяч рублей, то на основании постановления комитета заимодавцев оценка проводится без приглашения независимого оценщика.

Имущество должника, которое имеется на момент начала конкурсного производства, создает конкурсную массу. Из конкурсной массы выключается имущество, которое было исключено из оборота и имущественных прав.

Для точного учета имущества конкурсный управляющий может привлечь бухгалтера, аудитора и других опытных специалистов. Важные предметы, которые принадлежат должнику, реализуются вовремя торгов в конкурсном производстве.

Главным обстоятельством данного конкурса есть обязанность покупателя содержать, обеспечивать социально значимые объекты и использовать их за целевым назначением. Независимый оценщик определяет стоимость важных предметов. Деньги от продажи поступают в конкурсную массу.

Спустя месяц после проведения учета и оценки имущества конкурсный управляющий должен наддать заимодавцам на заключение предложения о реализации порядка, условиях, сроках имущества должника.

Продажа имущества предусматривают приобретение финансов от реализации через 30 дней со дня подписания соглашения купли – продажи. На открытых торгах реализовывается имущество должника. Стартовая стоимость продажи выдвигаемого на торги имущества выполняется независимым оценщиком.

Бухгалтерский учет затрат должника

В результате банкротства в учреждения и в должника появляются затраты, которые не относятся к главной деятельности. В общей форме их разделяют на государственную пошлину и издержки.

Издержки, связанные с:

  • Финансами, которые подлежат оплате услуг экспертов и свидетелей.
  • Затратами на оплату услуг юристов и других сторон, которые надают юридическую помощь.
  • Затратами, которые связанные с выполнением осмотра доказательств на месте.
  • Иные затраты, понесенные сторонами, которые принимают участие в рассмотрении судебного дела.

В соответствии с Законом о банкротстве данные затраты уплачиваются за счет собственности должника и компенсируются поза очередью. Если же имущества должника недостаточно для оплаты затрат, то невыплаченная часть оплачивается за счет денег заявителя.

При подаче иска в судебные органы, истцу следует оплатить государственную пошлину. Порядок оплаты и размер государственной пошлины прописаны в Налоговом кодексе России.

Пошлина будет зависеть от стоимости и характера иска. В судебных органах пошлина берется с заявлений о признании учреждений и предпринимателей несостоятельными банкротами в сумме 2 тыс. руб.

В нормативных актах изначально было предвидено, что оценка имущества выполняется судебным приставом по рыночной стоимости, которые действуют на день осуществления исполнительного документа, кроме ситуаций, когда оценка совершается по управляемым ценам. Однако какой день можно считать днем выполнения исполнительного документа, в законодательстве не указано.

Источник: http://biznes-delo.ru/dolzhnik/ocenka-imushhestva-dolzhnika.html

Оценка имущества должника в исполнительном производстве

ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Оценку имущества должника можно считать одним из основных элементов в процессе обращения взыскания в исполнительном производстве. Следует учитывать, что перечень объектов оценки — имущества — достаточно широк, и именно вследствие этого оценка имущества является наиболее распространенным видом оценочной деятельности.

Судебный пристав-исполнитель не является специалистом как в области оценки в целом, так и в области оценки сложных объектов; в случаях проведения им оценки стоимость объектов недвижимости все же не соответствует реальной рыночной стоимости, что впоследствии может стать основанием для обращения в суд не согласной с оценкой стороны. Поэтому в случаях, предусмотренных в ст.

85 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика. Это необходимо не только при обращении взыскания на недвижимое имущество, но и при аресте любой вещи, предварительная оценка которой более 30000 руб. (подп. 7 п. 2 ст. 85 ФЗ об исполнительном производстве).

Вопрос о стоимости имущества возникает на этапе наложения ареста на имущество и не теряет своей актуальности до момента реализации.

Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем самостоятельно и с привлечением оценщика, может быть оспорена. Как разъяснено в информационном письме Президиума ВАС РФ от 30.05.

2005 N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком», процессуальной реализацией права на оспаривание оценки на стадии исполнительного производства является заявление об оспаривании решения или действия судебного пристава-исполнителя, который такую оценку произвел самостоятельно или с участием привлеченного специалиста.

В силу прямого указания ФЗ «Об исполнительном производстве» такую оценку можно оспорить в течение десяти дней. Данный срок может быть восстановлен, учитывая положение ч. 5 ст. 18 Федерального закона „Об исполнительном производстве“, согласно которой восстановление пропущенных сроков для обращения в суд производится судом в порядке, установленном процессуальным законодательством РФ.

От результатов оценки зависит исход исполнительного производства. От соответствия результатов оценки рыночным ценам зависит срок реализации этого имущества, а также возможность продажи имущества.

При завышении цены арестованного имущества вероятность продажи его снижается, одновременно занижение цены повлечет нарушение прав и законных интересов и должника, и взыскателя. Нужно стремиться к справедливой оценке, чтобы свести к минимуму возможность конфликтов интересов сторон.

Вопросам оценки имущества должника, как было отмечено выше, посвящена ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В целом же отношения, связанные с оценкой имущества, урегулированы ФЗ „Об оценочной деятельности в Российской Федерации“.

Оценочная деятельность в РФ осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, законодательством об оценке, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

Существуют различные точки зрения в отношении соотношения двух названных Законов. Их можно представить тремя позициями:

1) положения ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» могут применяться к рассматриваемым отношениям только в части, не противоречащей нормам Закона об оценке, поскольку последние носят специальный характер;

2) основное место в регулировании отношений в исполнительном производстве занимает Закон «Об исполнительном производстве». Закон „Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ подлежит применению лишь в той мере, в какой это не противоречит ему и существу регулируемых им отношений;

3) Закон об оценочной деятельности в РФ не распространяется на отношения, связанные с исполнительным производством (данная позиция судом ФАС Северно-Западного округа была оценена как ошибочная).

Можно сделать вывод: т.к. предметом данных актов являются различные отношения, то нельзя говорить о какой-либо конкуренции законов.

Общее правило, установленное п. 1 ст. 85 Закона, можно разделить на две части:

1) оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем;

2) оценка производится по рыночным ценам.

Оценка, производимая по рыночным ценам, вызывает некоторые вопросы.

Почему судебный пристав-исполнитель не принимает во внимание стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности так, как если бы он был профессиональным оценщиком? В силу того, что требования Закона об оценочной деятельности в РФ распространяются только на отношения, участниками которых являются профессиональные оценщики, а судебный пристав-исполнитель не признается субъектом оценочной деятельности (т.к. не имеет соответствующего образования в области оценочной деятельности, членства в одной из организаций оценщиков и т.д.). Стандарты же оценки являются обязательными к применению только для субъектов оценочной деятельности (п. 1 стандартов оценки). Отсюда вывод: судебный пристав-исполнитель не обязан руководствоваться правилами указанных нормативных правовых актов, но может их учесть. Судебный пристав-исполнитель при оценке арестованного имущества ориентируется на сложившиеся в регионе цены на аналогичные товары. Тем не менее оценка имущества происходит дважды: после оценки судебным приставом-исполнителем оценка производится либо независимым оценщиком, либо оценочной группой при службе судебных приставов, которые руководствуются нормами ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Далее, п. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве говорит о рыночной цене, а подп. 7 п. 2 ст. 85 — о стоимости имущества. При этом в Законе не содержится определений данных понятий.

Стоимость — это денежная оценка потребительской полезности имущества, цена — количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. При продаже на открытом рынке, где цена не регулируется, цена продажи имущества является рыночной. В соответствии с Законом об оценке результатом профессиональной оценочной деятельности является установление рыночной или иной стоимости.

Здесь возможны два варианта:

1) «цена» и „стоимость“ используются как синонимы;

2) следует различать понятия «рыночная цена» и „стоимость имущества“.

Отношения, возникающие в связи с установлением стоимости имущества, входят в сферу регулирования Закона об оценке.

Субъект оценки исследует имущество с целью установления одного из видов стоимости, предусмотренных стандартами оценки.

Определение рыночной цены предполагает в качестве предмета открытый рынок и совершенные на нем сделки с идентичным имуществом и использование сравнительного метода.

Пунктом 2 ст. 85 Закона об исполнительном производстве установлено второе исключение, касающееся субъектов оценки.

Существует только два случая, когда цену имущества определяет привлеченный специалист: 1) если проведение оценки отдельных предметов затруднительно; 2) если должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки.

Для оценки имущества можно привлечь лицо, обладающее необходимыми знаниями, а также отвечающее требованиям, установленным Законом об оценочной деятельности.

Базой взаимоотношений между судебными приставами-исполнителями и оценщиками является гражданско-правовой договор (либо договор-поручение, либо договор на оказание услуг, где пристав-исполнитель обязан поставить задачу: какое заключение он хочет получить от оценщика).

Существует несколько точек зрения на то, должен ли оценщик установить рыночную стоимость имущества, или он может ориентироваться на иной вид стоимости:

1) оценщик не обязан учитывать рыночную стоимость и может взять за основу любой другой вид стоимости;

2) при оценке необходимо учитывать степень износа имущества;

3) оценщик вправе руководствоваться только рыночной стоимостью.

Рыночная цена отличается от рыночной стоимости, поэтому остается нерешенным вопрос о том, какую величину стоимости можно признать идеальной.

Если имущество будет продаваться на торгах, то стоимость после его оценки будет использована для расчета начальной цены выставленного на торги имущества, но минимальная цена реализации на торгах не обязательно должна равняться сумме оценки.

Поэтому можно сделать вывод, что выставление на торги арестованного имущества по заниженной начальной цене не будет означать, что имущество будет реализовано по цене ниже рыночной, поэтому в данном случае использование заниженной цены оправданно.

Но данный вывод верен только для идеальной ситуации, когда организация и сами торги проходят в соответствии с законом, когда обеспечен широкий и свободный доступ к ним.

Вопрос оплаты услуг оценщиков также до сих пор не урегулирован, т.к. не существует единых тарифов на оказание данных услуг. Поэтому необходимо введение единых тарифов или, как вариант, минимальных цен на осуществление оценочной деятельности.

Следует отметить, что данная проблема актуальна скорее для оценщиков из государственных учреждений, т.к.

в случае привлечения оценщика из частных фирм вопросы оплаты не возникают: услуги оценщика по отдельным категориям имущества оплачиваются согласно прейскуранту, который разрабатывает сама фирма.

Если речь идет об оценке бесхозяйственного имущества, то здесь существует большая проблема, поскольку законодатель не предусмотрел возмещение затрат, связанных с оценкой и реализацией такого имущества.

Качество оценки зависит и от профессиональной подготовки самого оценщика. Судебный пристав-исполнитель наделен полномочиями по утверждению отчетов оценщика, но, не будучи профессионалом, он, как правило, просматривает и принимает его в обязательном порядке. Действует так называемая «презумпция обоснованности решения судебного пристава-исполнителя».

И если он утверждает отчет оценщика, есть судебная практика, в соответствии с которой сам факт утверждения оценки, в случае если впоследствии эта оценка судом будет признана недостоверной, является основанием признавать договор реализации недействительным, а ущерб взыскивать не с оценщика, а с государства, основным распорядителем средств которого является Министерство юстиции РФ.

Для решения вышеназванных проблем можно предложить Министерству юстиции РФ и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом разработать рекомендации по проведению оценки в рамках исполнительного производства, выработать тарифы, в соответствии с которыми будет оплачиваться труд оценщиков из государственных учреждений, провести разграничение компетенции по видам имущества между приставами-исполнителями и специалистами, выраженное в должностной инструкции (судебные приставы-исполнители оценивают имущество стоимостью до тридцати тысяч рублей, мелкие домашние приборы, элементы домашней обстановки; специалисты в области оценки — золото, изделия из золота и других драгоценных металлов, ценные бумаги, дорогостоящую крупную технику, а также предметы интерьера, элементы роскоши), что послужит повышению качества работы при оценке имущества в ходе исполнительного производства и снизит возможность нарушения прав и интересов и должников, и взыскателей.

С.Л. Сергеева

По всем вопросам можно записаться на прием к специалистам по телефонам:

(495) 64 — 911 — 65 или 649 — 41 — 49 или (985) 763 — 90 — 66
Внимание! Консультация платная.

Бесплатно Вы можете задать свой вопрос в разделе«Вопрос адвокату»

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:

Источник: http://portal-law.ru/ocenka-imuschestva-dolzhnika-v-ispolnitel-nom-proizvodstve/

5.3. Оценка имущества должника

5.3. Оценка имущества должника

Оценкаарестованного имущества — один изосновных этапов принудительногообращения взыскания на имущество.Необходимоучитывать,чтов данном случае активно применяются нетолько положения ст.85 Законаоб исполнительном производстве,нои нормы Закона об оценочной деятельности.

Заметим,чтооценка имущества должника возможна каксамим судебным приставом-исполнителем,таки назначенным им специалистом.

Этовозможно:1) вслучаях,прямопредусмотренных законом;2) порешению самого судебного пристава-исполнителя,когдаоценка отдельных предметов затруднительна;3) еслидолжник или взыскатель возражает противоценки,произведеннойсудебным приставом-исполнителем.Впоследнем случае сторона несет расходы,связанныес назначением специалиста.

Согласност.85 Законаоб исполнительном производстве судебныйпристав-исполнительобязан привлечь оценщика для оценки:

1)недвижимогоимущества;

2)ценныхбумаг,необращающихся на организованном рынкеценных бумаг (заисключением инвестиционных паев открытыхи интервальных паевых инвестиционныхфондов)1;

(Сноска1.Вприказе Минюста РФ от 27.10.1998№153«Обобязательном назначении специалистапри осуществлении оценки ценных бумаг,накоторые обращается взыскание» (ВестникВАС РФ,1999. —№ 2)неуточняется для оценки каких именноценных бумаг в обязательном порядкедолжен привлекаться специалист.)

3)имущественныхправ (заисключением дебиторской задолженности,нереализуемой на торгах);

4)драгоценныхметаллов и драгоценных камней,изделийиз них,атакже лома таких изделий;

5)коллекционныхденежных знаков в рублях и иностраннойвалюте;

6)предметов,имеющихисторическую или художественнуюценность;

7)вещи,стоимостькоторой по предварительной оценкепревышает 30000 руб.

Судебныйпристав-исполнительтакже обязан привлечь оценщика дляоценки имущества,еслидолжник или взыскатель не согласен спроизведенной судебным приставом-исполнителемоценкой имущества.Сторонаисполнительного производства,оспаривающаяпроизведенную судебным приставом-исполнителемоценку имущества,несетрасходы по привлечению оценщика.

Еслисудебный пристав-исполнительобязан привлечь оценщика для оценкиотдельной вещи или имущественногоправа,тосудебный пристав-исполнитель:

1)вакте (описиимущества)указываетпримерную стоимость вещи или имущественногоправа и делает отметку о предварительномхарактере оценки;

2)назначаетспециалиста из числа отобранных вустановленном порядке оценщиков;

3)выноситпостановление об оценке вещи илиимущественного права не позднее трехдней со дня получения отчета оценщика.Стоимостьобъекта оценки,указаннаяоценщиком в отчете,можетбыть оспорена в суде сторонамиисполнительного производства не позднее10днейсо дня их извещения о произведеннойоценке.

Стоимостьценных бумаг,обращающихсяна организованном рынке ценных бумаг,устанавливаетсясудебным приставом-исполнителемпутем запроса цены на ценные бумаги уорганизатора торговли на рынке ценныхбумаг,укоторого соответствующие ценные бумагивключены в список ценных бумаг,допущенныхк торгам,астоимость инвестиционных паев открытыхи интервальных паевых инвестиционныхфондов — путем запроса цены наинвестиционные паи у управляющейкомпании соответствующего инвестиционногофонда.

Копиипостановления судебного пристава-исполнителяоб оценке имущества или имущественныхправ направляются сторонам исполнительногопроизводства не позднее дня,следующегоза днем его вынесения.

Оценкаимущества,произведеннаясудебным приставом-исполнителембез привлечения оценщика,можетбыть обжалована сторонами исполнительногопроизводства в соответствии с закономили оспорена в суде не позднее 10днейсо дня их извещения о произведеннойоценке.

ПриказомГлавного управления Минюста России поРеспублике Татарстан от 12апреля2002г.

«Обутверждении Инструкции о порядкеосуществления исполнительных действий,связанныхс арестом и передачей на реализациюимущества должников» определено,чтопривлечение специалиста обязательнопри оценке недвижимости,объектовнезавершенного строительства,нематериальныхактивов (интеллектуальнойсобственности),предприятийкак имущественного комплекса,драгоценныхкамней,металлов,изделийиз них и лома редкоземельных металлов.

Согласност.8 Законаоб оценочной деятельности проведениеоценки обязательно при продаже и иномотчуждении объектов,принадлежащихРоссийской Федерации,субъектамРФ или муниципальным образованиям (втом числе имущество государственных имуниципальных унитарных предприятий).

Правоприменительнаяпрактика в Республике Татарстанпоказывает,чтооценка арестованного имущества судебнымприставом-исполнителемдостаточно редкое явление,вбольшинстве случаев привлекаетсяспециалист.

Витоге конечная оценочная стоимостьимущества процессуально оформляетсяпостановлением судебного пристава-исполнителя.Приэтом немаловажное значение имеетинформационное письмо ПрезидиумаВысшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.

2005№92«Орассмотрении арбитражными судами делоб оспаривании оценки имущества,произведеннойнезависимым оценщиком»1.Всоответствии с п.

1 указанногоИнформационного письма,еслизаконом или иным нормативным актом длясторон сделки,государственногооргана,должностноголица,органовуправления юридического лица (внашем случае — для сторон и судебногопристава-исполнителя)предусмотренаобязательность привлечения независимогооценщика (обязательноепроведение оценки)безустановления обязательности определеннойим величины стоимости объекта оценки,тоследует иметь в виду,чтооценка,даннаяимуществу оценщиком,носитлишь рекомендательный характер и неявляется обязательной и,следовательно,самостоятельноеее оспаривание посредством предъявленияотдельного иска не допускается.

(Сноска1.ВестникВАС РФ,2005. —№ 7.)

Сейчасп. 3 ч. 4 ст. 85 Закона об исполнительномпроизводстве предоставляет взыскателюи должнику право оспорить в судебномпорядке стоимость объекта оценки,указанную оценщиком в отчете. Поэтомуотдельные авторы полагают, чтозаконодательство предусматриваетвозможность оспаривания стоимостиобъекта оценки путем предъявления искак оценщику70.

Такой вариант вряд ли обоснован, посколькупредоставляет меньше процессуальныхгарантий реализации и защиты правграждан и организаций в исполнительномпроизводстве.

Среди неблагоприятныхдля взыскателя и должника моментов висковом способе оспаривания результатовоценки можно отметить: действие сроковисковой давности; взыскание государственнойпошлины; наличие состязательной моделипроцесса; возложение обязанности подоказыванию на обе стороны (взыскательили должник, с одной стороны, и оценщик,с другой стороны).

Наконец, в общетеоретическомаспекте исполнительно-процессуальныеотношения возникают между судебнымприставом-исполнителем и сторонами, атакже между судебным приставом-исполнителеми оценщиком, поэтому единственно вернымспособом защиты по результатам оценкиявляется обжалование постановлениясудебного пристава-исполнителя обоценке имущества.

Еслисамостоятельное оспаривание величиныстоимости объекта оценки,определеннойнезависимым оценщиком,путемпредъявления отдельного иска невозможно,вопросо достоверности этой величины можетрассматриваться в рамках рассмотренияконкретного спора по поводу сделки,изданногоакта или принятого решения (втом числе дела о признании сделкинедействительной,обоспаривании ненормативного акта илирешения должностного лица,опризнании недействительным решенияоргана управления юридического лица идр.).

Всвязи с этим следует также учитывать,чтов соответствии с ч.1 ст.85 Законаоб исполнительном производстве оценкуимущества должника производит судебныйпристав-исполнитель.

Поэтомудаже в том случае,когдадля оценки имущества судебныйпристав-исполнительпривлекал независимого оценщика,всудебном порядке может быть оспоренотолько постановление этого судебногопристава-исполнителя,определяющеецену такого имущества.

Реализациюданного правила можно выявить вмногочисленных примерах правоприменительнойпрактики.Так,постановлениемФАС Северо-Западногоокруга от 21.07.

2005№А56-44114/2004судотказал в иске о признании недостовернойпроизведенной ответчиком в рамкахсводного исполнительного производстваоценки имущества истца,посколькув соответствии с Законом об исполнительномпроизводстве 1997г.

оценкуимущества должника производит судебныйпристав-исполнитель,акогда для такой оценки привлекаетсянезависимый оценщик,всудебном порядке может быть оспоренотолько постановление судебного пристава,определяющеецену имущества.

Посложившейся практике,МинюстРоссии несет ответственность занеправомерные действия судебногопристава-исполнителя,еслион занизил оценку арестованногоимущества.

Оценкаимущества производится:1) порыночным ценам,действующимна день исполнения исполнительногодокумента,2) вслучаях,предусмотренныхзаконом,вином порядке (например,порегулируемым ценам).

Согласност.3 Законаоб оценочной деятельности под рыночнойстоимостью объекта оценки понимаетсянаиболее вероятная цена,покоторой он может быть отчужден наоткрытом рынке в условиях конкуренции,когдастороны сделки действуют разумно,располагаявсей необходимой информацией,ана величине сделки не отражаютсякакие-либочрезвычайные обстоятельства.

Можнопредположить,чтов исполнительном производстве имеютместо чрезвычайные обстоятельства,таккак имущество отчуждается принудительно,информации,характеризующейобъект оценки,можетбыть недостаточно,объектоценки не должен экспонироваться нарынке более установленного Законом обисполнительном производстве двухмесячногосрока.Поэтомуоценка по рыночной цене в рамкахисполнительного производства явноотличается от самого понятия рыночнойцены в Законе об оценочной деятельности.Определеннымвыходом из сложившейся ситуации можетбыть использование оценочной категории— специальной стоимости объектов оценкив условиях исполнительного производства.

Вкачестве примера оценки имущества порегулируемым ценам можно указатьсовместный приказ ФЭК России и Федеральногодолгового центра при Правительстве РФот 04.09.

2000№1011,которымутвержден Временный порядок реализацииарестованной электрической энергииорганизаций-должников— субъектов федерального (общероссийского)оптовогорынка электрической энергии (мощности).

Согласноему оценка арестованной электрическойэнергии организаций-должниковпроизводится судебным приставом-исполнителем,атакже специалистами (специализированнымиорганизациями)порегулируемым тарифам,установленнымФЭК России в виде фиксированных значенийили предельных уровней указанныхтарифов.Вакте описи или ареста имуществауказывается стоимость электрическойэнергии исходя из стартовых тарифов еереализации на торгах,установленныхФЭК России.

(Сноска1. Информационныйбюллетень ФЭК России,2000. —№ 17.)

Кромеперечисленных способов,возможнатакже оценка и по балансовой стоимости.Так,согласноприказу Минюста России от 03.07.1998№76«Омерах по совершенствованию процедуробращения взыскания на имуществоорганизаций»1в тех случаях,когданевозможно определить рыночную стоимостьдебиторской задолженности,подвергаемойаресту,лица,осуществляющиевзыскание,производятоценку с учетом ее балансовой стоимости.

(Сноска1.БНА,1998. —№ 16.)

Источник: https://StudFiles.net/preview/2674267/page:28/

Издержки связанные с оценкой имущества должника

Издержки связанные с оценкой имущества должника

С момента наложения ареста на имущество дебитора остро встает вопрос о цене предметов богатства, которые можно направить для погашения задолженности. Поэтому очень важно организовать и выполнить справедливую оценку всего имущества. Ведь от грамотно проведенной указанной операции зависит итог исполнительного производства, продолжительность и возможность отчуждения имущества.

Рассмотрим, какое имущество подлежит оцениванию, как и кем оно проводится. С какими проблемами может столкнуться кредитор или дебитор при некорректном результате установления стоимости объектов собственности или имущественных прав? Ниже обо всем по порядку.

Что такое оценка имущества?

Важным этапом вынужденного взыскания долга на последней стадии судебного процесса можно считать оценку имущества должника. Регулируют данную процедуру такие законы, как:

  1. ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».
  2. ФЗ «Об исполнительном производстве».

Внимание! Регламент ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» используют только в той ситуации, если он не конфликтует с нормами широко используемого в данной области ФЗ «Об исполнительном производстве».

Под оценкой имущества должника в исполнительном производстве подразумевают установление актуальных цен на собственность и имущественные права на рынке, учитывая все обстоятельства, которые могут тем или иным образом повлиять на конечный результат взыскательных мер.

Такое оценивание нужно для того, чтобы установить потенциальную цену с целью более успешного сбыта имущества неплательщика.

Оценка имущества нужна для определения актуальных рыночных цен для его последующей реализации

Как происходит оценка?

В ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве» прописаны типы собственности, которые можно оценить, и комплекс мер судебного пристава.

Оценку имущества дебитора производит законный представитель судебной власти по рыночной цене (при условии, если другое не принято российским законодательством) самостоятельно либо при помощи опытного специалиста. При этом за рыночную стоимость принимают более возможную цену, исходя из которой собственность может быть распродана на прозрачных торгах.

После того, как имущество дебитора обнаружили, приглашенный специалист должен определить ценность следующих параметров богатства:

  • недвижимое имущество;
  • дорогостоящие металлы и камни, украшения и лом из них;
  • ценный антиквариат, предметы искусства;
  • коллекционные деньги (рубли и валюта других стран);
  • ценные бумаги;
  • имущественные права (кроме дебиторской задолженности, которая не воплощается на аукционе);
  • объекты, чья ориентировочная стоимость выше 30 000 руб.

Алгоритм определения стоимости всего имущества должника состоит имущества из нескольких пунктов:

  • заключение договора с заказчиком с подробным описанием требований;
  • подготовка необходимых документов и изучение поступившей информации;
  • согласование технологии расчета стоимости предметов;
  • составление отчета и заключение.

Для оценки имущественного права или определенного предмета роскоши судебный пристав фиксирует в описи их предварительную стоимость. Далее он выбирает оценщика и выносит соответствующее постановление в течение 3-х суток с момента получения экспертного отчета. Копии данного официального документа должны отправить взыскателю и должнику в течение дня.

Выявленная оценочная стоимость предметов обязательна при реализации постановления, однако может быть опротестована участниками делопроизводства в 10-дневный срок после уведомления о выполненной работе. Определение стоимости собственности судебным исполнителем, когда не был задействован оценщик, также может быть оспорено любой стороной дела.

Для того, чтобы выяснить стоимость акций, ценных бумаг, популярных на торгах, судебный пристав запрашивает курс у организаторов советующих бирж, а тариф на инвестиционные паи узнает от управления соответствующего фонда.

Примечание! Судебный пристав не позднее 30 календарных дней по истечении срока действия оценочного заключения инициирует повторную оценку предметов собственности и имущественных прав неплательщика с приглашением оценщика.

Результат имущественного оценивания может создать некоторые проблемы и нарушить интересы кредитора и дебитора, если стоимость взысканного имущества оказалась завышенной или наоборот заниженной. Например, при завышенной стоимости есть риск того, что имущество не смогут реализовать на аукционе из-за отсутствия спроса.

Оценщик устанавливает стоимость арестованного имущества, и все издержки оплачивает должник

Издержки при оценке имущества

Все издержки, связанные с оценкой имущества должника, являются прямыми издержками, если их можно обосновать по закону, и подлежат оплате за его счет. При этом, в соответствии со ст. 117 ФЗ «Об исполнительном производстве», доля расходов может быть возмещена, если их удастся обосновать.

Так несогласный с результатом оценки взыскатель может потребовать компенсирования затрат от должника за проведение повторной процедуры с участием специалиста. Постановление, вынесенное старшим судебным приставом или его заместителем, служит основанием для этих целей.

В том случае, если дебитор или кредитор не доволен итогом данной операции, каждый из них может оспорить заключение, а судебный пристав вынужден пригласить оценщика повторно. При этом все расходы ложатся на плечи инициатора нового оценивания имущества.

Если были выявлены нарушения со стороны привлеченного специалиста, то издержки, связанные с оценкой имущества должника, являются необоснованными и могут быть взысканы с оценщика. Таким образом, судебные работники-исполнители вправе запрашивать возмещение затрат со специалиста за проделанную работу низкого качества.

Заключение

Справедливая и грамотная оценка стоимости имущества неплательщика является фактором успешного и наиболее стремительного прекращения исполнительного производства, т.к. при актуальной рыночной цене отчуждение собственности происходит в сжатые сроки.

В случае несогласия с результатами выполненного определения стоимости любая из сторон судебного делопроизводства может обратиться с заявлением о ее повторном проведении, взыскав расходы с должника или некомпетентного специалиста.

Источник: http://lichnyjcredit.ru/dolgi/ispolnitelnoe-proizvodstvo/kak-proxodit-ocenka-imushhestva-dolzhnika.html
Поделись с друзьями

Рекомендуем посмотреть ещё:

Оценка имущества должника: порядок проведения и требования к Правильно вязать крючком видео

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ

Источник: http://schoolphotoart.ru/izderzhki-svyazannye-s-ocenkoy-imuschestva-dolzhnika/

Особенности оценки стоимости имущества, арестованного на основании судебного решения для его продажи в рамках исполнительного производства

Особенности оценки стоимости имущества, арестованного на основании судебного решения для его продажи в рамках исполнительного производства

В.В. Волков. Дипломная работа по теме: «». Тюмень. 2001.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2

Особенности оценки стоимости имущества, арестованного на основании судебного решения для его продажи в рамках исполнительного производства 3

Цели оценки, основание для ее проведения 3

Выбор и обоснование вида стоимости, определяемой при оценке имущества должника для его продажи в рамках исполнительного производства 6

Понятие ликвидационной стоимости имущества 6

Учет расходов по совершению исполнительных действий 10

Начальная цена торгов недвижимого имущества и цена товара (иного имущества), реализуемого на комиссионных началах, как специальная стоимость имущества, определяемая для его продажи в рамках исполнительного производства 12

Методики, используемые для оценки специальной стоимости имущества должника для его продажи в рамках исполнительного производства 14

Оценка стоимости недвижимого имущества 14

Принципы оценки недвижимости 14

Затратный подход для оценки рыночной стоимости недвижимости 17

1. Метод разбивки 20

2. Метод сравнения продаж 22

3. Метод срока жизни 23

Метод прямого сравнительного анализа продаж для определения рыночной стоимости недвижимости 24

Применение МПСАП 24

Преимущества МПСАП: 24

Недостатки МПСАП: 25

Источники информации: 25

Последовательно: 26

На независимой основе: 26

При продаже земли это: 26

При продаже застроенных участков это: 26

Количественные: 27

Качественные: 27

Доходный метод для определения рыночной стоимости недвижимости 27

Доходный подход (ДП) 27

Метод прямой капитализации (МПК) 29

Схема применения МПК: 29

Преимущества МПК: 29

МПК не следует применять, когда: 29

Структура коэффициента капитализации 30

Методы рекапитализации 30

Метод дисконтирования денежных потоков 31

Преимущества метода: 31

Недостатки: 31

Наиболее часто используемые коэффициенты 32

Расчет корректировочной поправки на вынужденность продажи и внесение ее в значение рыночной стоимости объекта недвижимости 35

Оценка оборудования, машин и механизмов 40

Корректировка текущей стоимости оборудования, машин и механизмов на вынужденность продажи и определение их цены для продажи на комиссионных началах 46

Оценка производственных запасов и готовой продукции 47

Корректировка текущей стоимости производственных запасов и готовой продукции и определение их цены для продажи на комиссионных началах 47

Примерный расчет начальной цены торгов двухэтажного кирпичного административного здания для его продажи в рамках исполнительного производства 47

Описание объекта оценки 47

Подходы к оценке и итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки 49

Расчет и обоснование корректировочной поправки на вынужденность продажи 53

Внесение корректировочной поправки в значение рыночной стоимости объекта оценки и определение его начальной цены торгов 55

Заключение 56

Литература 56

Введение

В настоящее время в России в оценке стоимости имущества очень часто приходится определять рыночную стоимость. Методика по ее расчету, пришедшая к нам из Западной Европы и Америки, уже прошла успешную апробацию к отечественным экономическим условиям.

Определение других видов стоимости встречается намного меньше в российской оценочной практике, что сказывается на низком уровне их методологического обеспечения. В частности, такая ситуация наблюдается при расчете ликвидационной стоимости имущества.

Обзор отечественной литературы показал, что этой темой практически никто углубленно не занимался, в то время как ликвидационная стоимость является одним из главных элементов в системе антикризисного управления предприятиями-банкротами и исполнительном производстве.

В последнее время наибольшая потребность в этом виде стоимости наблюдается также и в системе управления объектами недвижимости, находящейся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, так, к примеру, Тюменская область является наиболее крупным собственником среди субъектов Федерации, на территории которой находится большое количество офисных и административных площадей, автобаз, объектов промышленного назначения и других помещений.

Одной из насущных и важных проблем является проблема ликвидации объектов долгостроя и незавершенного строительства, в том числе и на территории города Тюмени, на которой имеется значительное количество незавершенных строительством объектов производственного и административного назначения, в которые инвестированы значительные государственные средства. Поэтому очень важно правильно оценить эту недвижимость, которую предполагается реализовать с торгов.

Анализ существующих подходов, применяемых в оценке стоимости имущества при расчете ликвидационной стоимости, показывает, что, как правило, это эмпирические методы, базирующиеся на интуиции конкретного специалиста. Недостаточный уровень формализованности таких методов не придает результатам этих экспертных оценок достаточной убедительности. Поэтому им надо придать математическое объяснение и логическую завершенность.

Особенности оценки стоимости имущества, арестованного на основании судебного решения для его продажи в рамках исполнительного производства Цели оценки, основание для ее проведения

Цель оценки — это формулирование основной задачи, кото­рая должна быть решена в результате оценки. Формулирование цели включает определение:

а) вида стоимости оцениваемой собственности;

б) вида имущественных прав, которые оцениваются;

в) полного наименования объекта оценки, включая организа­ционно-правовую форму предприятия и вид собственности (федеральная, субъекта Федерации, муниципальная или частная);

г) даты оценки.

Целью оценки стоимости имущества, арестованного у должника по решению судебного органа, является, как правило, определение стоимости данного имущества для его продажи в пользу взыскателя.

Оценка имущества должника, в соответствии со ст. 52 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» №119-ФЗ от 21 июля 1997 г., производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам.

Если оценка отдельных предметов является затруднительной либо должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста.

При осуществлении оценки ценных бумаг, на которые обращается взыскание, согласно Приказа Минюста РФ от 27.10.1998 N 153, назначение специалиста обязательно.

Таким специалистом может быть только независимый оценщик, имеющий специальные знания и навыки, а также лицензию на право оценки соответствующего вида собственности и страховой полис на предмет страхования гражданской ответственности за причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением его деятельности.

Законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и принимаемые в соответствии с ним Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации.

Основанием для проведения оценки объекта оценки (ст. 9 ФЗ РФ №135-ФЗ от 29 июля 1998 г.; п. 2 ст. 52 ФЗ РФ №119-ФЗ от 21 июля 1997 г.) является решение уполномоченного органа.

В рамках исполнительного производства — это постановление о назначении специалиста, вынесенное судебным приставом-исполнителем.

Заказчиком оценки объекта оценки выступает служба судебных приставов Министерства юстиции РФ, которая с оценщиком заключает договор об оказании оценочных услуг.

Статья 41 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» №119-ФЗ от 21 июля 1997 г. определяет порядок участия специалистов в исполнительном производстве:

1. Для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний, судебный пристав — исполнитель по собственной инициативе или по просьбе сторон может своим постановлением назначить специалиста, а при необходимости — нескольких специалистов.

2. В качестве специалиста может быть назначено лицо, обладающее необходимыми знаниями. Специалист дает заключение в письменной форме.

3. Специалист обязан явиться по вызову судебного пристава, дать объективное заключение по поставленным вопросам, давать пояснения по поводу выполняемых им действий. Специалист имеет право на вознаграждение за выполненную работу, проводимую в связи с совершением исполнительных действий. Это вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

4. За отказ или уклонение от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения специалист несет ответственность, предусмотренную федеральным законом, о чем он предупреждается судебным приставом — исполнителем.

Статья 43, п.1. этого же закона определяет:

1. Судебный пристав — исполнитель, переводчики и специалисты не могут участвовать в исполнительном производстве и подлежат отводу, если они являются родственниками сторон, их представителей или других лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо заинтересованы в исходе исполнительного производства или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в их беспристрастности.

О независимости оценщика говорит и Федеральный закон РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ в ст. 16:

Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

  • в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;

  • оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.

Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.

Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.

Выбор и обоснование вида стоимости, определяемой при оценке имущества должника для его продажи в рамках исполнительного производства Понятие ликвидационной стоимости имущества

Под объектом собственности должника понимаем имущество должника-организации или имущество граждан.

Согласно ст. 59 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» №119-ФЗ от 21 июля 1997 г.

, аресту и реализации может быть подвергнуто имущество должника-организации: в первую очередь — имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное); во вторую очередь — готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие в производстве и не предназначенные для непосредственного участия в нем; в третью очередь — объекты недвижимого имущества, а также сырья и материалов, станков, оборудования, других основных средств, предназначенные для непосредственного участия в производстве.

Если финансовое положение предприятия дошло до ареста и продажи имущества третьей очереди, то фактически мы имеем дело с предприятием-банкротом.

В повседневной практике существует проблема — это нормативно-законодательное регулирование применения ликвидационной стоимости и закрепления ее однозначного толкования.

Так, если говорить об исполнительном производстве, то оценка стоимости имущества должника, в соответствии со ст. 52 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» №119-ФЗ от 21 июля 1997 г.

, как уже упоминалось выше, производится судебным приставом-исполнителем порыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа, за исключением случаев, когда оценка производится по регулируемым ценам.

Если оценка отдельных предметов является затруднительной либо должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки, судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста.

Надо обратить внимание на то, что Закон, в случае назначения судебным приставом-исполнителем специалиста, явно не устанавливает вид стоимости имущества. Выбрать и обосновать вид стоимости – это задача специалиста.

А у нас, зачастую, совершая неверное толкование вышеуказанной статьи, путая рыночную цену, определяемую самим судебным приставом-исполнителем с определением стоимости имущества специалистом, что согласитесь, не одно и тоже, судебные приставы-исполнители в постановлениях о назначении специалиста или договор на оказание оценочных услуг с Управлением Министерства юстиции в явную ставят задачу оценщику определить рыночную стоимость имущества должника, либо оценщики неверно выбирают и обосновывают вид стоимости. А отсюда идет неверное, и даже вредное, применение методологий, характерных определению рыночной стоимости. Отсюда завышенная стоимость и не ликвидность объектов оценки, исполнительные производства «разваливаются» и «зависают».

Характерный тому пример, когда Арбитражный Суд г. Москвы вынес определение от 22.05.2001 г. по иску «О признании недостоверной величины рыночной стоимости

Источник: https://botanim.ru/content/osobennosti-oczenki-stoimosti-imushhestva-arestova.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть