Что такое государственный долг: форма и виды структура особенности правового регулирования и методы погашения

40. Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом

Государственныйи муниципальный долг– это обязательства, возникающие изгосударственных или муниципальныхзаимствований, гарантий по обязательствамтретьих лиц, другие обязательства всоответствии с видами долговыхобязательств, установленными БК РФ,принятые на себя РФ, субъектом РФ, илимуниципальным образованием.

Всостав долга входят:кредиты, полученные РФ как заемщиком;ценные бумаги, выпущенные РФ; бюджетныекредиты от других бюджетов бюджетнойсистемы; государственные гарантии; иныедолговые обязательства ранее отнесенныек государственному долгу. Все перечисленноеотносится к государственным заимствованиямза исключением гарантий.

Классификациягосударственного и муниципальногодолга:

  1. По валюте обязательств (по субъекту): внешний долг выражается в иностранной валюте; внутренний долг выражается в рублях, за исключением иностранного целевого кредита.

  2. По сроку: краткосрочный (до 1 года); среднесрочный (1-5 лет); долгосрочный (5-30 лет, МО 5-10 лет).

  3. По субъектам должникам: федеральный; региональный; местный.

Управлениегосударственным долгом– это совокупность методов по выплатедоходов кредиторам и погашению кредитови иных долговых обязательств, а так жепорядок и условия выпуска и размещениядолговых обязательств. Данная деятельностьосуществляется Правительством, аобслуживанием занимается ЦентральныйБанк. Центральный банк выплачиваетдоходы, погашает долг и размещаетдолговые обязательства.

Методыуправления государственным долгом:

  1. Рефинансирование – это выпуск новых займов для погашения старых задолженностей.

  2. Конверсия – увеличение или уменьшение процентов по займам.

  3. Консолидация – продление сроков действия ранее выпущенных займов.

  4. Отсрочка (запрещен БК РФ).

  5. Унификация займов – соединение нескольких займов в один.

  6. Аннулирование (в БК РФ отсутствует).

  7. Реструктуризация – это прекращение долговых обязательств, составляющих долг, с заменой иными долговыми обязательствами, иными условиями обслуживания и погашения, путем подписания официального документа.

Видызаймов: посубъектам-эмитентам:федеральные;региональные;муниципальные.Посрокам: краткосрочные; среднесрочные;долгосрочные.

Посубъектам-держателям облигаций:размещается только среди физическихлицах; размещается только средиюридических лицах; смешанные.Поформе распределения дохода: выигрышные;процентные; смешанные целевые.

Поформе выпуска: документарные;бездокументарные.Пометоду: добровольные; обязательные;займы по подписке.

Долговыеобязательства Российской Федерациимогут существовать в форме:

— кредитныхсоглашений и договоров, заключенных отимени Российской Федерации с кредитнымиорганизациями, иностранными государствамии международными финансовыми организациями,в пользу указанных кредиторов;

— государственныхценных бумаг, выпускаемых от имениРоссийской Федерации;

— договорово предоставлении государственныхгарантий Российской Федерации, договоровпоручительства Российской Федерациипо обеспечению исполнения обязательствтретьими лицами;

— переоформлениядолговых обязательств третьих лиц вгосударственный долг РоссийскойФедерации на основе принятых федеральныхзаконов;

— соглашенийи договоров, в том числе международных,заключенных от имени РоссийскойФедерации, о пролонгации и реструктуризациидолговых обязательств РоссийскойФедерации прошлых лет.

Втаких же формах могут быть выраженыобязательства субъекта РФ и муниципальногообразования с тем исключением, чтоорганы местного самоуправления невправе заключать подобные договоры синостранными государствами и международнымифинансовыми организациями.

Государственныеи муниципальные гарантии– это вид долгового обязательства, всилу которого РФ, Субъект РФ илимуниципальное образование как гарантобязано при наступлении определенногособытия уплатить лицу, в пользу которогопредоставлена гарантия по его письменномутребованию за счет бюджета предусмотреннуюв обязательстве сумму в соответствиис определенными условиями. В отличийот долга: гарантии носят условныйхарактер; специфический срок исполнения(может наступить или нет); присущесолидарная и субсидиарная ответственность.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6195786/page:24/

Правовое регулирование государственного и муниципального долга: понятие, виды и формы. Методы управления государственным долгом

Бюджетный кодекс РФ осуществил разграничение финансово-правовых категорий «государственный долг Российской Федерации» и «внешние долговые требования Российской Федерации».

С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества, на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственною сектора и иностранных государств1.

С материальной точки зрения государственный долг рассматривается в качестве общей суммы задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным но ним процентам2.

Под государственным долгом законодательство понимает долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией (ст. 97 БК РФ).

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, и исполняется за счет средств федерального бюджета (ст. 102 БК РФ).

В зависимости от характера отношений государственные долговые обязательства проявляются в следующихвидах:

1) кредиты, привлеченные от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;

3) бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

4) государственные гарантии Российской Федерации;

5) иные долговые обязательства, отнесенные в соответствии с законодательством РФ на государственный долг Российской Федерации (ст. 98 БК РФ).

В соответствии с БК РФ государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Формами государственного долга РФ являются:

1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2) государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

3 договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4) договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше 1 года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет до 30 лет).

Государственный долг субъекта Российской Федерации – это совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации (ст. 99 БК РФ).

Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений и договоров;

2) государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

3) договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;

5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.

В объем государственного долга субъектов Российской Федерации включаются:

1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации.

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

1) рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов;

2) аннулирование. Это отказ государства от уплаты основного долга и процентов по всем ранее выпущенным займам;

3) конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов;

4) новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов;

5) унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов;

6) консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств.

37. Банковское право и его источники.

БП – совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе построения, функционирования и развития банковской системы РФ, в том числе в процессе регулирования банковской деятельности со стороны БР и др органов гос власти, а также союзов и ассоциаций кредитных организаций.

Основные ФЗы:

1. ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Основная цель деятельности Банка России — защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которой Банк России:

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— устанавливает правила проведения банковских операций. бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

— осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом:

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

— регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами:

— осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

— осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

— организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации:

— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации:

— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Источник: https://cyberpedia.su/6xadec.html

Государственный долг: понятие, формы государственного долга, основания возникновения, методы управления. Государственный долг РФ

ID: 33033

Название работы: Государственный долг: понятие, формы государственного долга, основания возникновения, методы управления. Государственный долг РФ

Категория: Доклад

Предметная область: Финансы и кредитные отношения

Описание: Государственный долг: понятие формы государственного долга основания возникновения методы управления.

Формы государственного долга В соответствии с законодательством РФ в состав государственного долга включаются: кредитные соглашения и договоры заключенные от имени РФ как заемщика с кредитными организациями иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственные займы осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и…

Язык: Русский

Дата добавления: 2013-09-05

Размер файла: 34.5 KB

Работу скачали: 72 чел.

Государственный долг — долговые обязательства РФ перед юридическими и физическими лицами, международными организациями, зарубежными странами и другими субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, включающие начисленные по ним проценты, которые должны быть выплачены к определенной дате или в определенный срок.

Формы государственного долга

В соответствии с законодательством РФ в состав государственного долга включаются:

— кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

— договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— договоры о предоставлении РФ государственных гарантий;

— соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Основания возникновения государственного долга:

Первое основание возникновения государственного долга — это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

 Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

 Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

 Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

 Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида — внутреннего долга.

Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга.

Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.

К основным методам управления государственным долгом относятся:

  •  Рефинансирование – это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Используется при выплате процентов и погашении внешней части государственного долга.
  •  Конверсия – это изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплаченного в год государством своим кредиторам.
  •  Консолидация – это увеличение срока действия ранее выпущенных займов
  •  Унификация – объединение нескольких займов в один
  •  Отсрочка – это увеличение срока погашения займа или всех ранее выпущенных займов
  •  Аннулирование – это списание долговых обязательств сторонами
  •  Дефолт – это отказ государства от долговых обязательств

Реструктуризация долга — прекращение долговых обязательств (на основании соглашения), составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств другими долговыми обязательствами, предусматривающими иные условия обслуживания и погашения обязательств.  

Государственным долгом в Российской Федерации являются долговые обязательства РФ и субъектов РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=33033

Шпаргалка по Финансовому праву

Субъектыгосударственного кредита:

1) РФ, ее субъекты -заемщик;

2) муниципальныеобразования, физические и юридическиелица — заимодавец.

Результатомгосударственного кредита являетсягосударственныйдолг.

36.Понятие и классификация государственныхи муниципальных займов, их правовоерегулирование.

Муниципальный внутренний долгпредст собой общую сумму задолженностиМО по непогашенным долговым обязательствами невыплаченным по ним процентам.Внутренний государственный долг, спредставляющий собой общую суммузадолженности государства по непогашеннымдолговым обязательствам и невыплаченнымпо ним процентам.

Принципы срочности, возвратностии возмездности, лежащие в основе отношенийпо государственному (муниципальному)кредиту, характерны для любых кредитныхотношений. Государственныеи муниципальные долговые обязательства,составляющие внутренний долг, должныбыть выражены в валюте РФ.

Вцелях оформления государственныхвнутренних займов выпускаются цбразличных видов: облигации, казначейскиеобязательства, бескупонные облигациии другие, относящиеся к эмиссионным цб,удостоверяющих право их владельца наполучение от органа, их выпустившего,денежных средств или иного имущества,установленных процентов либо иныхимущественных прав в сроки, предусмотренныеусловиями указанной эмиссии. Эмитентом,т.е. органом, осуществляющим выпуск цбРФ, выступает фед орган исполнительнойвласти, являющийся юр лицом, к функциямкоторого решением Правительства РФотнесено составление и (или) исполнениефед бюджета. Соответствующие местногосамоуправления являются эмитентами цбМО.

В результате всех государственныхкредитных операций РФ формируетсягосударственный внутренний долг РФ, всостав которого включаются всезадолженности прошлых лет и вновьвозникающие задолженности. При аналогичныхоперациях на уровне МО формируетсямуниципальный долг, представляющийсобой совокупность долговых обязательствМО.

Правовое регулирование внутреннихгосударственных займов осуществляетсяна основе ФЗ «Об особенностях эмиссиии обращения государственных и муниципальныхценных бумаг», а также путем принятияпо каждому их выпуску отдельныхнормативных актов.

Закономустановлены порядок их выпуска иособенность обращения, а также связанныйс названной эмиссией порядок возникновенияи исполнения долговых обязательств РФ,ее субъектов и муниципальных образований.

БК РФ закрепил государственныеи муниципальные заимствования и правона их осуществление не только в рамкахправоотношений по государственному имуниципальному долгу, но и выделил ихособо, объединив в отдельную главу«Дефицит бюджета и источники егопокрытия».

Эмиссия государственных имуниципальных заимствований допускаетсятолько в случае принятия РФ или еесубъектом закона (органом местногосамоуправления решения) о бюджете, гдев обязательном порядке утверждаются:·предельный размерсоответствующего государственного(муниципального) долга;· предельныйобъем заемных средств, направляемых втечение текущего финансового года нафинансирование бюджетного дефицитаили программ развития субъекта РФ илимуниципального образования.

Установлено предельное значениеобъема долга, предельный объем средств,направляемых на финансирование бюджетасоответствующего уровня на текущийфинансовый год, и предельные расходына обслуживание государственного илимуниципального долга.Управлениегосударственным долгом РФ возложенона Правительство РФ. Конкретныемероприятия по управлению внутреннимдолгом РФ осуществляет Минфин России.

Различают несколько видовгосударственных займов.По срокамдействия займы делятся на краткосрочные(до 1 года), среднесрочные (от одного годадо 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет).Государство использует займы всех видовсроков погашения. Так, в соответствиис Постановлением Совета Министров РФот 8 августа 1993 г.

* первоначально на 3,затем на 6 и 12 месяцев выпускалисьГосударственные краткосрочные бескупонныеоблигации (ГКО). Посубъекту эмиссии займы подразделяютсяна выпускаемые Правительством РоссийскойФедерации, правительствами субъектовФедерации и ор­ганами местногосамоуправления.

Взависимости от субъектов — держателейценных бумаг различают государственныезаймы, которые могут реализовыватьсятолько среди населения, среди юридическихлиц, среди физических и юридическихлиц.

По форме выплаты доходов бываютпроцентные, выигрышные, смешенные,целевые займы.

Владельцы процентно-выигрышныхзаймов ежегодно получают твердый доходпутем оплаты купонов или один раз припогашении займа путем зачисленияпроцента к начисленному номиналу ценныхбумаг, без ежегодных выплат.

В зависимости от методовразмещения государственные займыделятся на добровольные, размещаемыепо подписке и принудительные.

37.Понятие и виды государственного имуниципального долга. Формы долговыхобязательств.

Государственныйдолг России— долговые обязательства РФ передфизическими и юридическими лицами,иностранными государствами, международнымиорганизациями и иными субъектамимеждународного права, включая обязательствапо государственным гарантиям,предоставленным РФ.

Государственныйдолг РФ полностью и без условийобеспечивается всем находящимся вфедеральной собственности имуществом,составляющим государственную казну.

Федеральные органыгосударственной власти используют всеполномочия по формированию доходовфедерального бюджета для погашениядолговых обязательств РФ и обслуживаниягосударственного долгаРФ

В объем государственноговнутреннего долга РФ включаются:

1) основная номинальнаясумма долга по государственным ценнымбумагам РФ;

2) объем основногодолга по кредитам, полученным РФ;

3) объем основногодолга по бюджетным ссудам и бюджетнымкредитам, полученным РФ от бюджетовдругих уровней ;

4) объем обязательствпо государственным гарантиям,предоставленным РФ.

Методы управлениягосударственным долгом:

1) рефинансирование(новация) — замена старых кредитныхобязательств новыми путем их выпуска;

2) конверсия — изменениекредитных отношений путем изменения(увеличения или снижения) процентнойставки по кредиту;

3) консолидация -продление сроков действующих займов;

4) унификация займов- объединение нескольких займов в один;

5) отсрочка погашениязаймов;

6) аннулированиегосударственного долга — прекращениекредитных обязательств государствапутем его отказа от долга. Так, например,Правительство РФ вправе осуществитьсписание государственного внутреннегодолга РФ по государственным займам,осуществленным путем выпуска ценныхбумаг от имени РФ в валюте РФ, по которымистек срок исковой давности.

Предельные размерывнутреннего долга устанавливаются вФедеральном законе о бюджете насоответствующий год и на 1 января 2005 г.составил 988,1 млрд рублей.

Правительство РФвправе определять объемывыпуска, формы и методы эмиссиигосударственных ценных бумаг, являющихсядолговыми обязательствами России, иосуществлять их эмиссию в объеме, неприводящем к превышению установленноговерхнего предела государственноговнутреннего долга РФ, если иное непредусмотрено федеральными законами.

Долговые обязательстваРФ погашаются в сроки, которые определяютсяконкретными условиями займа и не могутпревышать 30 лет.

Изменение условийвыпущенного в обращение государственногозайма, в том числе сроков выплаты иразмера процентных платежей, срокаобращения, не допускается.

Государственныедолговые обязательства РФ могутсуществовать в следующих формах:

1) кредитные соглашенияи договоры, заключенные от имени Россиикак заемщика с кредитными организациями,иностранными государствами и международнымифинансовыми организациями. Порядокзаключения и действия международныхдоговоров определяется ФЗ от 15.07.1995 г.№ 101 ≪Омеждународных договорах РФ≫;

2) государственныезаймы, осуществленные путем выпускаценных бумаг (облигаций федеральногозайма, государственных краткосрочныхобязательств и т. д.) от имени РФ.

Государственныйзаем (заимствование) вБюджетном кодексе РФ — передача всобственность РФ или ее субъекта денежныхсредств, которые РФ или ее субъектобязуется возвратить в той же сумме суплатой процента (платы) на сумму займа.

Порядок эмиссииценных бумаг закрепленв ФЗ от 29.07.1998 г. № 136 ≪Обособенностях эмиссии и обращениягосударственных и муниципальных ценныхбумаг≫;

3) договоры и соглашенияо получении РФ бюджетных ссуд (заем насрок до 6 месяцев на условиях возвратности,может быть как возмездным, так ибезвозмездным) и бюджетных кредитов наусловиях возвратности и обязательнойвозмездности отбюджетов других уровней бюджетнойсистемы РФ;

4) договоры опредоставлении РФ государственныхгарантий;

5) соглашения идоговоры, в том числе международные,заключенные от имени РФ, о пролонгациии реструктуризации долговых обязательствРФ прошлых лет..

38.Понятие и характеристика методовуправления государственным и муниципальнымдолгом.

Управление государственным(муниципальным) долгом представляетсобой совокупность финансовых мероприятийгосударства и органов местногосамоуправления по погашению займов,организации выплат доходов по ним,проведению изменений условий и сроковранее выпущенных займов, а также поразмещению новых долговых обязательств.

1)Рефинансирование – выпускновых займов с целью покрытия ранеевыпущенных долговых обязательств.

2)Конверсия – заключается визменении размера доходности займа,т.е. снижение и повышение % стоимости.

3)Консолидация – изменение сроковдействия ранее выпущенных займов.

4) Реструктуризация долга –основанная на соглашении сторонпрекращения долговых обязательствсоставляющих гос-ый, муниципальный долгс заменой указанных долговых обязательствиными, с другими условиями обслуживанияи погашения обязательств.

5)Новация – соглашения сторон озамене одного обязательства другимпредусматривающим иной предмет илиспособ исполнения.

6)Унификация – обмен несколькихранее выпущенных займов на 1 новый.

7)Аннулирование долга – отказгосударства от долговых обязательств.

В соответствии ст 101 БК РФуправление гос долгом возложено направительство РФ, а конкретные мероприятияпо управлению долгом осущ минфин РФ.

39.Понятие и функции страхования. Егоправовое регулирование. Государственноерегулирование страховой деятельности.

Страхование— это система финансовых перераспределительныхотношений, направленных на созданиеденежного (страхового) резерва за счетвзносов его участников, из средствкоторого возмещается ущерб, причиненныйфизическим и юридическим лицамтехническими авариями, стихийнымибедствиями, несчастными случаями, атакже выплачиваются соответствующиеденежные суммы в связи с наступлениемопределенных событий (страхование надожитие, к совершеннолетию и др.).Привыяснении видов страхования происходитконкретизация страхователя, объемастраховой ответственности и соответствующихтарифных ставок.

Видомстрахования называется страхованиеконкретных однородных объектов вопределенном объеме страховойответственности по соответствующимтарифным ставкам.

Видамиимущественного страхования являются,например, страхование строений, животных,домашнего имущества, средств транспортаи т.д. В качестве видов социальногострахования выступают: страхованиепенсий по возрасту, по инвалидности, послучаю потери кормильца и т.д.

По личномустрахованию проводятся такие видыстрахования, как смешанное страхованиежизни, страхование детей, страхованиеот несчастных случаев и другие. Пострахованию ответственности — страхованиенепогашения кредита или другойзадолженности.

Виды страхованияпредпринимательских рисков привязанык наличию конкретного риска в процессепроизводства или оказания услуг, чтовидно из приведенных выше вариантовданного страхования.

Страхованиеможет проводиться в обязательной идобровольной форме.

Общество в лицегосударства устанавливает обязательноестрахование, то есть обязательностьвнесения соответствующим кругомстрахователей фиксированных страховыхплатежей, когда необходимость возмещенияматериального ущерба или оказание инойденежной помощи задевает интересы нетолько конкретного пострадавшего лица,но и общественные интересы. Поэтомусоциальное страхование, страхованиестроений и некоторых сельхоз. животныху граждан, страхование военнослужащих,пассажиров и некоторые другие видыстрахования в нашей стране являютсяобязательными.

Источник: https://works.doklad.ru/view/azdAWKT6jQw/10.html

Правовое регулирование государственного кредита в Российской Федерации

Государственный кредит как экономическая категория – это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольной основе для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов.

Государственный кредит как правовая категория – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

1) по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);

2) по праву эмиссии они делятся на:

  • выпускаемые центральным правительством;
  • выпускаемые правительствами национально-государст­венных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;

3) по признаку субъектов – держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:

  • только среди населения;
  • только среди юридических лиц;
  • как среди юридических лиц, так и среди населения;

4) по форме выплаты доходов займы могут делиться на:

  • процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем доначисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
  • выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций; доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в РФ не выпускаются;
  • беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется;

5) по методам размещения займы делятся на:

  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому в РФ также не применяются;

6) по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки – вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

В настоящее время государственный кредит регулируется Законом РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации».

По этому Закону государственный внутренний долг РФ – долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут иметь форму:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести следующие.

Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия – изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов.

Унификация – объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Аннулирование долга – отказ государства от долговых обязательств.

Реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

В соответствии с Законом РФ от 2 декабря 1990 г.

№ 395-1 «О банках и банковской деятельности» под вкладом понимаются денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода.

Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

В целях привлечения большего числа вкладов Сберегательный банк России предлагает разнообразные виды вкладов, среди которых наиболее распространены следующие.

Вклад до востребования – наиболее распространенный вид вклада, поскольку он может быть получен любым лицом, предъявившим сберегательную книжку с пометкой «на предъявителя», в любое время, а также в полном объеме вклада или частично. За использование этого вида вклада Сбербанк платит самый низкий процент.

Срочные вклады отличаются тем, что принимаются на срок не менее одного года, выплата средств с вклада по частям не производится. Проценты по данному виду вкладов гораздо выше, чем по вкладу до востребования.

Открыть счет можно, внеся наличные деньги или безналичным путем. Дополнительные взносы не принимаются.

При закрытии счета ранее одного года со дня внесения вклада доход по нему выплачивается в размере, установленном по вкладам до востребования.

Выигрышные вклады отличаются тем, что проценты по вкладам не начисляются к сумме вклада каждого вкладчика, а разыгрываются между всеми вкладчиками данного вида вклада. Обычно розыгрыши по этим вкладам проводятся в пределах города или региона.

Целевые вклады на детей принимаются на имя ребенка в возрасте до 16 лет на десятилетний срок.

Сберегательный и депозитный сертификаты. Держателями сберегательного сертификата могут быть только физические лица, а депозитного – только юридические лица.

Сертификат – ценная бумага, обязательство банка по выплате размещенных у него депозитов и доходов по ним вкладчику.

Сертификат является срочным и именным, право требования по нему может передаваться одним лицом другому, что делает его достаточно привлекательным для юридических лиц.

Номерной вклад открывается лично вкладчиком наличными деньгами и рассчитан на клиентов, которые заинтересованы в анонимности своего счета. По вкладу совершаются приходные и расходные операции.

Источник: http://investobserver.info/pravovoe-regulirovanie-gosudarstvennogo-kredita-v-rossijskoj-federacii/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть